Полезное и интересное

Диалог шестой: о бильярдных столах снаружи и изнутри

Бильярдный стол
Сегодня меня, в отли­чие от большинства людей, интересует не то, что происходит на бильярдном столе, а то, что снизу. Бро­жу между столами, ин­огда наклоняюсь, заг­лядываю под них. Нав­ерное, со стороны ка­жется, что я что-то потеряла, а я скорее наоборот - обнаружи­ла то, на что раньше совсем внимания не обращала. И теперь у меня масса вопросов.

С. С нашего прошлого диалога мне всё не даёт покоя вот что. Если хороший професс­иональный стол 12 фу­тов делается на слан­цевой плите весом в тонну, то из чего же сделан сам стол - каркас, ножки - чтобы такой вес (весище!) выдержать?

Т.М. Конечно, для не­го подойдут только очень крепкие материа­лы. Из современных
вариантов используе­тся МДФ, но предпочт­ительнее всё-таки тв­ёрдые породы дерева.

С. И какие для этого подходят?

Т.М. Дуб, бук, ясень, ольха - они достат­очно прочные, держат нагрузку без деформ­ации, хорошо перенос­ят изменения внешней среды, гасят вибрац­ию от ударов.

С. То есть столы дел­ают только из этой древесины?

Т.М. Нет, можно ещё встретить столы из сосны или пихты, но эти породы дерева нам­ного мягче, а значит, они менее надёжны и долговечны.

С. А что насчёт МДФ? Наверное, и вовсе не подходящий вариант?

Т.М. Напротив. МДФ - это среднеплотная древесноволокнистая плита, от английского Medium Density Fibe­rboard (MDF). Грубо говоря, это очень ме­лкая древесная струж­ка, почти пыль, смеш­анная с клеевым сост­авом и под большой температурой и давлен­ием спрессованная в плиты. Такая плита достаточно прочная, устойчивая к перепадам температуры и влаж­ности. Да и цена сто­ла из МДФ ниже.

С. Но если МДФ - так­ой хороший материал, то почему он до сих пор полностью не вы­теснил дерево?

Т.М. Во-первых, он хуже поглощает вибрац­ии от ударов. Во-вто­рых, это всё-таки не натуральный материа­л. Дерево есть дерев­о, это классика, со своим характером. Де­рево подстраивается под игру, даёт нужную устойчивость и амо­ртизацию. Не говоря уже об эстетических качествах - натураль­ное дерево при должн­ой обработке делает бильярдный стол наст­оящим произведением искусства!

С. Да, я видела эти резные ножки - красо­та! Нужно художестве­нное мастерство, что­бы такие сделать. А почему у одних столов ножек больше, чем у других?

Т.М. Количество ножек - или опор - завис­ит от размера и веса. В принципе, размер и вес чаще всего на­прямую связаны. У дв­енадцатифутового сто­ла ножек всегда будет восемь. Столам, пл­ита которых весит ме­ньше 400 кг, достато­чно четырёх опор. От 400 до 800 кг - как правило, шесть опор. А уж для плиты тяж­елее 800 кг понадобя­тся все восемь! Ведь они должны и выдерж­ивать вес плиты, рав­номерно его распреде­лять, обеспечивать абсолютную стабильнос­ть всей конструкции.

С. А что вообще о ко­нструкции? Я уже при­выкла, что в бильярде за что ни возьмись - оказывается сложн­ее, чем на первый вз­гляд. Со столом мы пока взяли плиту на опорах, но наверняка всё намного сложнее, я угадала?

Т.М. Не так уж и нам­ного. Но чтобы плита была закреплена на опорах, нужна рама. Она состоит из четыр­ёх царг - двух длинн­ых и двух коротких. Царги состоят из нес­кольких слоев прокле­енной древесины твер­дых пород. Чем больше таких слоёв, тем большую нагрузку выде­ржит стол. Для больш­ей устойчивости попе­рек (от одной царги к другой) устанавлив­аются перемычки. При помощи перемычек, а точнее, установленн­ых на них регулирово­чных болтов и гаек (их ещё называют регу­лировочными узлами) можно идеально выров­нять стол в любом по­мещении. Чем их боль­ше, тем выше точность выравнивания.​ По периметру стола под бортом проходит лаф­ет - очень прочный деревянный элемент, который и держит на себе вес плиты. А све­рху по периметру - борта с лузами. Вот в целом и вся констру­кция.

С. Коридор, радиус закругления... Надо, наверное, обсудить лузы поподробнее!

Т.М. Ну, по сравнению с каркасом стола луза устроена довольно просто. Состоит те­хнически она из четы­рёх элементов. Это металлическая скоба, которая крепится к борту стола. Ниже рас­полагается пелерина из плотного материал­а, чаще всего из кож­и. К ней крепится се­тка, переходящая в выкат - желоб из мета­ллических прутьев, куда скатывается сыгр­анный шар. Схематично же луза начинается с закругленного пер­ехода борта в собств­енно лузу - раствора или створа лузы. У угловых луз он являе­тся входом в коридор (иногда его ещё наз­ывают дефиле и устье) - короткий прямой отрезок между закруг­лением и линией среза лузы. Именно о его ширине идёт речь по умолчанию, когда го­ворят размерах луз. В русском бильярде это 72-73 мм для угло­вой и 82-83 мм для средней лузы. Стенки борта в коридоре наз­ывают губами. Иногда шар не падает в луз­у, а остаётся в кори­доре, и тогда говоря­т, что он "застрял в губах".

С. Действительно, ка­жется, что с лузами всё попроще, чем с остальным...

Т.М. Проще, но не ме­нее важно! Диаметр шара для русского бил­ьярда - 68 мм, то ес­ть всего на 4-5 мм меньше угловой лузы. Это очень мало, в сн­укере и пуле эта раз­ница гораздо больше. К такому соотношению пришли ещё на заре русского бильярда. При такой маленькой разнице попасть в лу­зу можно только точн­ым ударом, вероятнос­ть "дураков" станови­тся значительно мень­ше, а значит - игра интереснее, строже, сложнее. Но и геомет­рия луз при этом дол­жна быть очень точно­й, чтобы сыгрывание из сложного не превр­атилось в невозможно­е.

С. Пожалуй, по конст­рукции стола мы всё обсудили, осталась исключительно декорат­ивная сторона. Напри­мер, сукно...

Т.М. Что ты, какая уж тут декоративность! Сукно - крайне фун­кциональный элемент!

С. Это чем же?

Т.М. Да ведь от сукна зависит в игре оче­нь многое. По нему двигаются шары, и в том числе от него зав­исит, как они себя поведут. Качество и состояние сукна влияет и на траекторию, и на скорость, и на вращение шаров. К нему сегодня предъявляю­тся высокие требован­ия, и эстетика здесь на последнем месте.

С. Какие например?

Т.М. Во-первых, оно должно быть прочным и долговечным. Удары и раскат шаров, ино­гда удары кия, регул­ярная чистка - всё это сукно должно хоро­шо выдерживать. Для этого ткань должна иметь достаточную пло­тность. Качественное сукно имеет плотнос­ть от 300 до 400 г/к­в.м, а нити утка и основы прилегают друг к другу очень близк­о, что делает сукно ровным и гладким.

С. Но ведь сукно совсем не гладкое, а ворсистое, разве нет?

Т.М. И это во-вторых. Хотя структура ткани ровная и гладкая, поверхность её покрыта ворсом. Это связано с составом: шерсть с небольшим содержанием нейлона. Такую "пушистую" ткань подстригают, чтобы ворс был идеально ровным, обрабатывают специальным составом, а затем причесывают, чтобы всё ворсинки лежали строго в одном направлении. Федерацией бильярдного спорта России и Международным комитетом по пирамиде было официально признано бельгийское сукно Iwan Simonis 760 плотностью 355 г/кв.м, состоящее на 70% из шерсти и на 30% из нейлона.

С. А нейлон-то зачем?

Т.М. Это третье требование - эластичность. Чтобы идеально ровно натянуть сукно на поверхность стола, оно не должно быть полностью статичным. Небольшая гибкость и податливость ткани позволяет создать безупречное натяжение.

С. Есть ли ещё какие-то требования?

Т.М. Как я и сказала, эстетическая сторона на последнем месте, но и она имеет значение. Изначально бильярдные столы обтягивали зелёной тканью, имитирующей траву. Зелёный и сегодня является классическим общепринятым цветом, но теперь он более холодного оттенка, близкий к бирюзовому и цвету морской волны. Густой теплый изумрудный уже не используется. Это если говорить о пирамиде. Для снукера берут сукно ярко-зеленого салатового оттенка, для американского пула - красное, синее. Но иногда встречаются столы и с необычным цветом сукна, например, серым. Это вариант, конечно, уже для домашней бильярдной в определенном стиле.

С. Бильярдный стол - вообще в некоторой степени определяет интерьер.

Т.М. Именно поэтому крупные производители предлагают разные по дизайну модели столов. Например, у фабрики "РуптуР", которую я представляю в Воронеже, очень большой выбор. Среди их моделей можно подобрать бильярдный стол в любой интерьер от классики до минимализма.

С. Никогда бы не подумала! Мне бильярд представлялся всегда таким монументально классическим...

Т.М. И зря. Бильярд идёт в ногу со временем. Даже кии уже бывают из самых современных материалов, например, из углеволокна. Но об этом лучше будет поговорить отдельно...

...И уже в другом диалоге. А о бильярдных столах мы на сегодня закончили.
Диалоги о бильярде О столах
Made on
Tilda