С. С нашего прошлого диалога мне всё не даёт покоя вот что. Если хороший профессиональный стол 12 футов делается на сланцевой плите весом в тонну, то из чего же сделан сам стол - каркас, ножки - чтобы такой вес (весище!) выдержать?
Т.М. Конечно, для него подойдут только очень крепкие материалы. Из современных
вариантов используется МДФ, но предпочтительнее всё-таки твёрдые породы дерева.
С. И какие для этого подходят?
Т.М. Дуб, бук, ясень, ольха - они достаточно прочные, держат нагрузку без деформации, хорошо переносят изменения внешней среды, гасят вибрацию от ударов.
С. То есть столы делают только из этой древесины?
Т.М. Нет, можно ещё встретить столы из сосны или пихты, но эти породы дерева намного мягче, а значит, они менее надёжны и долговечны.
С. А что насчёт МДФ? Наверное, и вовсе не подходящий вариант?
Т.М. Напротив. МДФ - это среднеплотная древесноволокнистая плита, от английского Medium Density Fiberboard (MDF). Грубо говоря, это очень мелкая древесная стружка, почти пыль, смешанная с клеевым составом и под большой температурой и давлением спрессованная в плиты. Такая плита достаточно прочная, устойчивая к перепадам температуры и влажности. Да и цена стола из МДФ ниже.
С. Но если МДФ - такой хороший материал, то почему он до сих пор полностью не вытеснил дерево?
Т.М. Во-первых, он хуже поглощает вибрации от ударов. Во-вторых, это всё-таки не натуральный материал. Дерево есть дерево, это классика, со своим характером. Дерево подстраивается под игру, даёт нужную устойчивость и амортизацию. Не говоря уже об эстетических качествах - натуральное дерево при должной обработке делает бильярдный стол настоящим произведением искусства!
С. Да, я видела эти резные ножки - красота! Нужно художественное мастерство, чтобы такие сделать. А почему у одних столов ножек больше, чем у других?
Т.М. Количество ножек - или опор - зависит от размера и веса. В принципе, размер и вес чаще всего напрямую связаны. У двенадцатифутового стола ножек всегда будет восемь. Столам, плита которых весит меньше 400 кг, достаточно четырёх опор. От 400 до 800 кг - как правило, шесть опор. А уж для плиты тяжелее 800 кг понадобятся все восемь! Ведь они должны и выдерживать вес плиты, равномерно его распределять, обеспечивать абсолютную стабильность всей конструкции.
С. А что вообще о конструкции? Я уже привыкла, что в бильярде за что ни возьмись - оказывается сложнее, чем на первый взгляд. Со столом мы пока взяли плиту на опорах, но наверняка всё намного сложнее, я угадала?
Т.М. Не так уж и намного. Но чтобы плита была закреплена на опорах, нужна рама. Она состоит из четырёх царг - двух длинных и двух коротких. Царги состоят из нескольких слоев проклеенной древесины твердых пород. Чем больше таких слоёв, тем большую нагрузку выдержит стол. Для большей устойчивости поперек (от одной царги к другой) устанавливаются перемычки. При помощи перемычек, а точнее, установленных на них регулировочных болтов и гаек (их ещё называют регулировочными узлами) можно идеально выровнять стол в любом помещении. Чем их больше, тем выше точность выравнивания. По периметру стола под бортом проходит лафет - очень прочный деревянный элемент, который и держит на себе вес плиты. А сверху по периметру - борта с лузами. Вот в целом и вся конструкция.
С. Коридор, радиус закругления... Надо, наверное, обсудить лузы поподробнее!
Т.М. Ну, по сравнению с каркасом стола луза устроена довольно просто. Состоит технически она из четырёх элементов. Это металлическая скоба, которая крепится к борту стола. Ниже располагается пелерина из плотного материала, чаще всего из кожи. К ней крепится сетка, переходящая в выкат - желоб из металлических прутьев, куда скатывается сыгранный шар. Схематично же луза начинается с закругленного перехода борта в собственно лузу - раствора или створа лузы. У угловых луз он является входом в коридор (иногда его ещё называют дефиле и устье) - короткий прямой отрезок между закруглением и линией среза лузы. Именно о его ширине идёт речь по умолчанию, когда говорят размерах луз. В русском бильярде это 72-73 мм для угловой и 82-83 мм для средней лузы. Стенки борта в коридоре называют губами. Иногда шар не падает в лузу, а остаётся в коридоре, и тогда говорят, что он "застрял в губах".
С. Действительно, кажется, что с лузами всё попроще, чем с остальным...
Т.М. Проще, но не менее важно! Диаметр шара для русского бильярда - 68 мм, то есть всего на 4-5 мм меньше угловой лузы. Это очень мало, в снукере и пуле эта разница гораздо больше. К такому соотношению пришли ещё на заре русского бильярда. При такой маленькой разнице попасть в лузу можно только точным ударом, вероятность "дураков" становится значительно меньше, а значит - игра интереснее, строже, сложнее. Но и геометрия луз при этом должна быть очень точной, чтобы сыгрывание из сложного не превратилось в невозможное.
С. Пожалуй, по конструкции стола мы всё обсудили, осталась исключительно декоративная сторона. Например, сукно...
Т.М. Что ты, какая уж тут декоративность! Сукно - крайне функциональный элемент!
С. Это чем же?
Т.М. Да ведь от сукна зависит в игре очень многое. По нему двигаются шары, и в том числе от него зависит, как они себя поведут. Качество и состояние сукна влияет и на траекторию, и на скорость, и на вращение шаров. К нему сегодня предъявляются высокие требования, и эстетика здесь на последнем месте.
С. Какие например?
Т.М. Во-первых, оно должно быть прочным и долговечным. Удары и раскат шаров, иногда удары кия, регулярная чистка - всё это сукно должно хорошо выдерживать. Для этого ткань должна иметь достаточную плотность. Качественное сукно имеет плотность от 300 до 400 г/кв.м, а нити утка и основы прилегают друг к другу очень близко, что делает сукно ровным и гладким.
С. Но ведь сукно совсем не гладкое, а ворсистое, разве нет?
Т.М. И это во-вторых. Хотя структура ткани ровная и гладкая, поверхность её покрыта ворсом. Это связано с составом: шерсть с небольшим содержанием нейлона. Такую "пушистую" ткань подстригают, чтобы ворс был идеально ровным, обрабатывают специальным составом, а затем причесывают, чтобы всё ворсинки лежали строго в одном направлении. Федерацией бильярдного спорта России и Международным комитетом по пирамиде было официально признано бельгийское сукно Iwan Simonis 760 плотностью 355 г/кв.м, состоящее на 70% из шерсти и на 30% из нейлона.
С. А нейлон-то зачем?
Т.М. Это третье требование - эластичность. Чтобы идеально ровно натянуть сукно на поверхность стола, оно не должно быть полностью статичным. Небольшая гибкость и податливость ткани позволяет создать безупречное натяжение.
С. Есть ли ещё какие-то требования?
Т.М. Как я и сказала, эстетическая сторона на последнем месте, но и она имеет значение. Изначально бильярдные столы обтягивали зелёной тканью, имитирующей траву. Зелёный и сегодня является классическим общепринятым цветом, но теперь он более холодного оттенка, близкий к бирюзовому и цвету морской волны. Густой теплый изумрудный уже не используется. Это если говорить о пирамиде. Для снукера берут сукно ярко-зеленого салатового оттенка, для американского пула - красное, синее. Но иногда встречаются столы и с необычным цветом сукна, например, серым. Это вариант, конечно, уже для домашней бильярдной в определенном стиле.
С. Бильярдный стол - вообще в некоторой степени определяет интерьер.
Т.М. Именно поэтому крупные производители предлагают разные по дизайну модели столов. Например, у фабрики "РуптуР", которую я представляю в Воронеже, очень большой выбор. Среди их моделей можно подобрать бильярдный стол в любой интерьер от классики до минимализма.
С. Никогда бы не подумала! Мне бильярд представлялся всегда таким монументально классическим...
Т.М. И зря. Бильярд идёт в ногу со временем. Даже кии уже бывают из самых современных материалов, например, из углеволокна. Но об этом лучше будет поговорить отдельно...
...И уже в другом диалоге. А о бильярдных столах мы на сегодня закончили.