Полезное и интересное

Диалог седьмой: о волшебной палочке бильярдиста

Бильярдный кий купить
Сколько бы мы с Таней ни обсуждали, что всё в бильярде важно - и наклейка, и мел, и, разумеется, стол, - а всё равно где-то на подсознательном уровне мне кажется, что главное - это кий. Ведь у каждого бильярдиста он свой, личный инструмент, как у музыканта - скрипка, у художника - кисть, у чародея - волшебная палочка... А что, и правда ведь похоже!

С. Мне тут подумалось, что кий напоминает волшебную палочку.

Т.М. (смеётся) Точно, в каком-то смысле даже чудеса творить помогает.

С. Но ведь и правда похоже на палочку, только очень большую.

Т.М. Так кий же и есть палка. Я уже как-то упоминала, что родиной бильярда в его современной форме можно считать Францию, а название billard происходит от французского bill (шар) и billart (палка).

С. А ещё, когда мы говорили о наклейках, ты упоминала, что крепятся они на некий шафт. Он точно есть не у всякой палки! Устройство кия явно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Что ты можешь сказать об этом?

Т.М. Сначала нужно определиться с названиями. Широкую тяжёлую часть кия принято считать нижней - это турняк (реже называют "турник"), а узкую и лёгкую, соответственно, верхней - это шафт (ещё можно встретить названия "древко", "боек", "перо").

С. И как понять, где кончается шафт и начинается турняк?

Т.М. У разборных, составных киев их соединяет скрутка. У цельных же визуально определить это не удастся.

С. А зачем так усложнять кий, делая его из двух отдельных частей?

Т.М. Не только из двух, бывают кии трехсоставные и даже четырехсоставные. В первую очередь это облегчает транспортировку. Кий - инструмент сложный и требующий бережного обращения. Он не терпит ни ударов, ни внешнего давления, ни перепадов влажности и температуры. А длина кия для русского бильярда может доходить до 164 см. При такой длине его не очень удобно даже переносить, не говоря уж о поездках на соревнования! В разобранном виде кий занимает гораздо меньше места, что обеспечивает ему большую безопасность.

С. Действительно, я могла бы и сама догадаться... Но зачем вообще нужно делить кий на шафт и турняк?

Т.М. У этих двух частей разные задачи, а потому и соответствующее им исполнение. Я не буду сейчас приводить формулы из физики, скажу только, что одним из ключевых параметров бильярдного удара является сила, а она напрямую зависит от массы предмета, наносящего удар. Как раз для этого и нужен утяжеленный турняк. А шафт - передающее звено, он должен быть одновременно прочным и упругим. Ведь что происходит в момент удара?

С. Что же?

Т.М. В мгновение удара шафт оказывается как бы зажат между шаром и турняком. Он выгибается дугой, а потом распрямляется, толкая одним концом шар, а другим - турняк (это называется отдачей). Это происходит очень быстро и незаметно для невооруженного глаза, и это снова всё та же физика, а точнее - закон Гука.

С. Ох, история, физика, геометрия... Так мы и до биологии доберёмся!

Т.М. Непременно доберёмся - кии же делают из дерева.

С. А пока до деревьев не добрались, давай поподробнее рассмотрим остальные детали. И шафт, и турняк тоже из чего-то состоят, я угадала?

Т.М. Конечно, но здесь устройство не такое уж сложное. Начну снизу, с турняка. Внутри него расположен балансировочный груз-стержень, сделанный из свинца. Он обеспечивает значительную часть веса. Снаружи его закрывает дерево. Нижний конец турняка защищает бампер из плотной упругой резины, он предотвращает повреждения и загрязнения. Бампер ещё называют подпятником, потому что он крепится на пятку или чашку, которая также выполняет защитную функцию. Далее идёт рукоятка - та часть турняка, на которой осуществляется хват кия, то есть за которую берется бильярдист при выполнении удара. На рукоятке может быть установлена обмотка - покрытие из специального материала, делающее захват более крепким и удобным, не дающее руке скользить. Но обмотки может и не быть, кии для русского бильярда чаще всего делаются без неё. Сегодня обмотку можно купить и установить отдельно. Рукоятка переходит в часть, называемую короной или предплечьем. Это самая декоративная часть, именно её украшают орнаментом и инкрустацией. Здесь турняк заканчивается и скруткой соединяется с шафтом.

С. А он из чего состоит?

Т.М. Часто он состоит только из одной части - собственно древка шафта. Но иногда на конец шафта устанавливают наконечник - так называемый стакан. Он служит основанием для наклейки и представляет собой небольшой колпачок, который надевается на верхний конец кия. Изготовлен стакан может быть из самых разных материалов - дерева, металла, слоновой кости, пластика, капролона или стеклокерамики. Но сейчас чаще обходятся без него, заменяя его защитной фиброй.

С. Почему? И зачем вообще это нужно - что стакан, что фибра? Нельзя установить наклейку сразу на шафт?

Т.М. Наклейку можно установить и непосредственно на торец кия. Но дело в том, что как бы тщательно ни было подготовлено и отшлифовано дерево и какой бы качественно выделанной ни была наклейка, со временем плотность их соединения ослабевает. Наклейка начинает отходить от кия, совсем немного, со стороны это даже не всегда можно увидеть. В эти промежутки попадает воздух, а в момент удара по шару наклейка и торец кия как бы схлопываются. Воздуху некуда деться, и создаётся мгновенный и мощный пневмоудар - и страдает от него более податливая, чем плотная наклейка, древесина кия. Такие ситуации, повторяясь, приводят к повреждениям и расщеплению волокон кия. А защитные приспособления, что стакан, что фибра, служат амортизирующим переходником между наклейкой и шафтом.

С. Никогда бы не подумала - пневмоудар! Почему же тогда от стакана отказываются в пользу фибры?

Т.М. Трудности связаны с выбором материала. Во-первых, он должен быть достаточно прочным. Во-вторых, упругим, чтобы не искажать удар. В-третьих, близким по свойствам к древесине кия, чтобы они не конфликтовали. В-четвёртых, он должен не только идеально плотно облегать кий, но и со временем подстраиваться под него, чтобы не образовывать пусто́ты. Такого материала пока просто нет! А необходимости в полной защите не только только торца, а ещё и части шафта сейчас нет. Граб, из которого изготавливают шафт, настолько плотный и прочный, чтобы фибры было вполне достаточно для защиты, а в том, что касается искажения удара, фибра намного выигрывает у стакана. Особенно если выбирать фибру не из текстолита или стеклопластика, а из прессованного картона - его амортизирующие свойства гораздо лучше.

С. И это вся конструкция кия?

Т.М. Почти. Ты забыла про соединительный узел - скрутку. Она может быть выполнена из дерева, металла или пластика и состоит из шпильки с резьбой, втулки с внутренней резьбой и бандажных колец. От скрутки также многое зависит, она должна обеспечивать точное и плотное прилегание обеих частей друг к другу, не нарушая центровки кия и не придавая отклонений удару.

С. Да уж, устройство у кия посложнее, чем у волшебной палочки - там всего-то сердцевина и древесина. А что насчёт материалов у кия?

Т.М. Про материал деталей - стакана, скрутки, бампера - я уже сказала, сам же кий традиционно делают из дерева редких пород. Но для каждой части нужна древесина с особыми характеристиками. Проще всего дело обстоит с шафтом - для него лучшего всего подходит граб, поэтому его вырезают из цельного куска этой древесины. Не менее чем за 20 см до скрутки начинается склейка - переходная часть между шафтом и турняком. Она необходима, чтобы гасить вибрацию от ударов и минимизировать искривление кия. У монолитного кия намного выше вероятность повреждений и деформации под воздействием ударов, поэтому кии делают из множества фрагментов, тщательно подогнанных и склеенных между собой. Эти фрагменты называют запилами, они являются одним из главных параметров кия.

С. Это вот эти красивые узоры на кие?

Т.М. Да, но они не только и не столько для красоты. Существует много видов запилов в зависимости от того, как расположены части. Венский запил или ёлочка, тюльпан, паутина, корона, лотос и ещё множество других вариантов. И здесь возможности для комбинации видов древесины просто безграничные! Палисандр, лимонник, венге, граб, эбен, амарант, зебрано, кокоболо...

С. Я таких названий деревьев и не слышала даже!..

Т.М. Да, выбор действительно огромен. И в запилах можно сочетать их по-разному, добиваясь уникальных характеристик. Для турняка же обычно выбирают дерево тяжёлых и плотных пород: венге, эбен, змеиное дерево.

С. И как же выбирать кий - у какого больше запилов?

Т.М. Далеко не всегда. Гораздо важнее качество исполнения и мастерство создателя кия. Все фрагменты не только должны быть идеально подогнаны и плотно склеены между собой. Важно, чтобы древесные волокна каждой детали были направлены в одну сторону, а поверхность была отшлифована до идеальной гладкости - никакие шероховатости или неровности недопустимы. Хорошие кии шлифуют исключительно вручную, чтобы исключить малейшие дефекты.

С. Говоря о хорошем, всегда предполагается, что есть и плохое...

Т.М. Так и с киями, конечно, - есть и просто некачественные, и дешёвые варианты для массового пользования - например, в неспециализированных заведениях, таких, как кафе, бары, клубы. Там можно встретить кии из мягкой древесины клёна, покрытые пластиком. Об игровых характеристиках такого кия трудно сказать что-то хорошее.

С. Пластик? Выходит, кии бывают не только деревянные?

Т.М. Не только, но если в случае с пластиком это им в минус, то есть и другой материал, который появился не так давно, но во многом превосходит дерево. Я говорю об углеродном волокне или высокомодульным графите. Это инновационный материал для производства киев. Он необычайно плотный и прочный и максимально гасит колебания при ударе, что, с одной стороны, позволяет минимизировать смещение шара даже при сильных винтах, а с другой - облегчить отдачу, что очень важно при долгой игре.

С. Вот это настоящее волшебство - соседство традиций и новых технологий!

Т.М. Никакой магии, только наука, талант и страсть к бильярду - знаю точно, потому что патент на эту технологию принадлежит моему хорошему другу и деловому партнеру Алексею Ерёмину. Его Русская бильярдная мануфактура производит кии из углеволокна, уже прочно занявшие место среди лучших для русского бильярда.

С. Наверное, они и выглядят как-то особенно?

Т.М. Да, из-за отсутствия запилов их отличает особый сдержанный стиль, но при изготовлении по заказу их можно украсить инкрустацией. Вообще, это касается не только киев Алексея - эстетика играет в бильярде немалую роль. Многие бильярдисты предпочитают украшать свои кии инкрустацией, гравировкой или резьбой, делая свой инструмент совершенно неповторимым. Даже споры о том, влияют ли такие украшения на долговечность кия, никого не останавливают.

С. А они влияют?

Т.М. Любые неровности на поверхности кия оказывают свое влияние, но гораздо большее значение имеют уход и условия хранения и транспортировки.

С. А кий требует особого ухода и условий?

Т.М. Да, но ничего слишком уж сложного не требуется. Кий очень чувствителен к перепадам температуры и влажности, и их нужно избегать в первую очередь. Хранить подальше от окон и дверей, лучше всего - в специальном шкафу, а перевозить - в специальном чехле с термоизоляцией. Для транспортировки киев сегодня есть множество вариантов. Например, у меня в магазине представлены как мягкие чехлы, так и жёсткие тубусы и кейсы. Можно подобрать стильный вариант для защиты не только от загрязнений при перевозке, но и от повреждений и деформации кия под внешним воздействием. Кроме того, кий может искривиться под собственным весом - этого тоже следует избегать, хранить кий необходимо подвешенным строго вертикально бампером вниз.

С. А ухаживать как правильно?

Т.М. Главное - своевременная чистка. Во время игры можно протирать кий сухой тканевой салфеткой, в крайнем случае, с добавлением капли спирта. После каждой игры необходимо протирать поверхность махровым или вафельным полотенцем. Использование специализированных чистящих составов требуется только в случае значительных загрязнений. Со временем из-за естественного износа кий начинает хуже скользить по руке. Тогда следует использовать полироли для киев, а иногда даже специальную шлифовочную бумагу. Ни в коем случае нельзя брать для этого простую наждачку, даже нулевку, хотя такой совет и встречается - так можно испортить кий. После шлифовки нужно втереть воск для натирки кия.

С. И правда, уход не кажется сложным. Уж во всяком случае, проще, чем сам выбор кия - материал, запилы, декор... А ещё ведь наверняка и размер учитывать нужно?

Т.М. Обязательно нужно. Причем, сюда следует отнести и длину, и угол сужения, и вес, и баланс. Для русского бильярда используют кии длиной от 120 до 164 см. Можно встретить рекомендацию подбирать длину по росту игрока, но это не лучший способ. Лучше ориентироваться на размах рук: замерить расстояние от места хвата до места постановки моста и прибавить 45 см.

С. А что за угол сужения?

Т.М. Кий плавно сужается от широкого турняка к кончику шафта - самому узкому месту. Если диаметр турняка у бампера 27-30 мм, то шафта у наклейки - 12,5-13 мм. И от того, при каких диаметрах и длине сужается кий, зависит, насколько плавным будет это сужение.

С. С весом более-менее понятно, а вот баланс...

Т.М. С весом тоже не всё однозначно. Профессиональные спортсмены предпочитают кии весом от 690 до 720 г. А вот для начинающих лучше выбрать кий потяжелее - так проще почувствовать вес кия. Что же до баланса, то это то место кия, относительно которого обе части весят одинаково. Он располагается на расстоянии 40-45 см от нижнего конца. В зависимости от его расположения говорят о переднем или заднем балансе.

С. И всё это нужно подбирать индивидуально, верно?

Т.М. Или делать на заказ по собственным параметрам. Но и подбор готового кия - дело непростое. Кроме того, что мы уже обсудили, нужно учитывать имя мастера, сделавшего кий, обязательно проверить прямоту кия, протестировать его на практике... Да и просто почувствовать его - действительно ли это твой кий, получится ли сродниться с ним, стать одним целым в игре. Самостоятельно справиться с выбором очень сложно, лучше довериться помощи профессионала.

С. Я сегодня столько узнала, что уже себя чувствую профессионалом!.. Шучу, конечно. Если мне когда-то придётся выбирать кий, без тебя я точно не разберусь.

Т.М. И я буду очень рада помочь - тебе и любому, кто столкнется со сложностями такого выбора, в моём магазине-салоне.

А узнать об этих сложностях подробнее и разобраться в вариантах выбора я попробую в следующем диалоге - конечно же, с Таниной помощью!
Диалоги о бильярде
Made on
Tilda