Полезное и интересное

Диалог четвертый: о синем кубике и о том следе в бильярде, который он оставляет

Бильярдный мел
И в детстве, когда приходила в бильярдную, где тренировалась Таня, и позже, когда уже взрослой оказывалась рядом с бильярдным столом, я всегда позволяла себе маленькое тайное удовольствие. Я брала бильярдный мел (обязательно уже бывший в использовании, и давно!) и проводила пальцем по гладкому, плавному углублению в нём, образовавшемуся от постоянного натирания кия. Мягкий и шелковистый на ощупь мелок оставлял на кончике моего пальца густой слой синей пыльцы... Сделала я так и сейчас. Снова приятная шелковистость и яркий синий след. Пожалуй, как раз об этом сегодня и поболтаем.


С. Если между кием и шаром стоит наклейка, то между наклейкой и шаром тоже кое-что есть - мел. И ты недавно сказала, что он так же важен при игре, как и всё остальное.

Т.М. Так и есть.

С. И в чём его важная роль заключается? Я, конечно, понимаю, что не просто так кий постоянно натирают мелом, но зачем конкретно - не знаю.

Т.М. У бильярдного мела две основные задачи...

С. Как у наклейки?

Т.М. Да, тоже две, причём, одна из них ещё и совпадает с задачей наклейки - улучшение сцепления с шаром. В современной бильярдной игре прямой удар по центру шара приходится делать редко. Гораздо чаще шар нужно закрутить, придать ему вращение, точно рассчитать и его траекторию, и траекторию прицельных шаров. Иногда удар приходится наносить почти вскользь, по касательной. И в таких случаях без мела даже лучшая наклейка может соскользнуть. А мел не даст этого сделать, улучшая сцепление и трение.

С. Мы столько говорим о сцеплении с шаром, что мне начинает казаться, что это главное в игре!

Т.М. На практике - действительно главное. Можно всё продумать и рассчитать, рука может быть тверда, а удар отработан. Но если подведёт кий (а говоря "кий", я предполагаю и наклейку, и мел), это не будет иметь значения - удар сорвётся.

С. С главной задачей определились, какая вторая?

Т.М. Она напрямую связана с первой. Сцепление улучшает не только слой самого мела, но и его воздействие на наклейку. Чтобы лучше держаться на ней, он сам её же и взрыхляет. То есть лучшее сцепление мел создаёт и сам по себе, и делая наклейку более шероховатой.

С. А как он её взрыхляет? Он же такой гладкий, мягонький...

Т.М. Как раз наоборот! Это только кажется, что он мягкий. На самом деле, вся его структура и состав - абразив. Это же не обычный школьный или детский мелок.

С. То есть разница не только в форме и цвете?

Т.М. Настолько "не только", что по факту бильярдный мел и не мел вовсе. Обычный мел - это известняк. А в составе бильярдного мела известняка даже нет. Он имеет кристаллическую структуру и состоит из белого кварца, талька, алоксита или синтетической алмазной крошки и красителя.

С. И зачем всё это нужно? Почему нельзя взять обычный мел?

Т.М. Алоксит (алмазная крошка используется реже) выполняет абразивную функцию. Его твердые частички повреждают поверхность кожаной наклейки, делают её рыхлой. Тальк нужен, чтобы придать однородность, шелковистость мелу - так он лучше и ровнее ложится на наклейку. Кварц - основа состава, бо́льшая его доля. И краситель - классически синий, хотя сейчас их используют самые разные.

С. А почему, кстати, синий? Кто и почему выбрал именно этот цвет?

Т.М. Справедливости ради, стоит отметить, что изначально кий натирали всё-таки самым простым белым мелом. Но он, конечно, осыпался и портил всё вокруг - и сукно на столах, и одежду игроков. Неизвестно, кто именно придумал натирать кий мелом, но первым, кто стал выдавать обычный фасованный в коробочки мел за специальный бильярдный, был английский маркер Джон Карр. Он блестяще играл на бильярде благодаря упорным тренировкам и многим часам игры, но другим бильярдистам он рассказывал, что всё из-за его чудесного мела. Так бильярдный мел получил широкое распространение.

С. Но ведь это был самый простой мел, а не чудесный и даже ещё не синий?

Т.М. Конечно. И он не мог устраивать бильярдистов. Кожаные наклейки в ходе игры очень быстро становились гладкими, а от этого практически бесполезными. Иногда по несколько за день приходилось менять!

С. И когда же всё изменилось? Когда мел перестал быть собственно мелом?

Т.М. Здесь некоторые точные даты известны. В 1884 году Антони Пелл, бильярдист из Бруклина, получил патент на производство мела для кия. В свой мел он добавил магний и краситель - последний как раз для того, чтобы осыпавшиеся частицы было меньше видно на сукне, что снизило бы количество чисток и, соответственно, износ. Кроме того, именно мел Пелла был впервые сделан в форме кубиков и оклеен для удобства бумагой.

С. Но ведь это всё ещё был именно мел...

Т.М. Пока да. По патенту Пелла начала выпускать мел крупная компания "The Brunswick-Collender CO". А одновременно с этим на рынке появился новый, так называемый "итальянский", мел. Он был создан из смеси порошка вулканической породы, мела и красителя. И он был лучше, ведь имел абразивную составляющую! В 1897 году патент на такой мел получили бильярдист Уильям А. Спинкс и химик Эдмунд Ф. Хоскинс. Началась конкурентная борьба, и "Brunswick" победила - патент на "итальянский" мел отозвали. Но это привело лишь к его более свободному и неконтролируемому распространению, а также к многочисленным экспериментам с составами, которые и привели нас к тому бильярдному мелу, что мы имеем сегодня, - не только с необычным составом, но и со сложным способом изготовления.

С. Действительно, что насчёт изготовления? Ведь этой смеси нужно как-то придать вид кубика мела.

Т.М. И сегодня не только кубика. Мел может быть и цилиндром, и иметь в разрезе шестиугольник и даже восьмиугольник! Но это меняет всего лишь внешний вид, а принцип остаётся таким же. Точно выверенную смесь (у каждой компании свои секреты состава и пропорций) помешают под пресс давлением 15 тонн на одну форму. И под таким давлением формируют мелки. Затем их просушивают так, что образуется очень твердая оболочка с мягкой податливой серединой. Это и есть наш мел.

С. Значит, ни цвет, ни форма не влияют на качество. Что же тогда нужно учитывать?

Т.М. Во-первых, мел различается по жесткости. Тут дело вкуса - нужно пробовать и подбирать под себя. Во-вторых, по цене. Мелить кий нужно часто, каждые 1-2 удара, значит, и расход довольно большой. Здесь важен баланс цены и качества. И в-третьих, есть мел более устойчивый к влажности. Это важно учитывать, если предстоит играть в неудачных условиях с повышенной влажностью, например, в подвальном помещении. Но в таких случаях, конечно, лучше иметь свой собственный мел, ведь влага - главный враг мела.

С. А что может случиться? Мел размокнет?

Т.М. Именно. Если мел отсыреет, то он будет неравномерно наноситься и кусками осыпаться с наклейки. И он будет испорчен, даже если его просушить - затвердеет и вообще не будет наноситься. С плохим мелом на хорошую игру можно не рассчитывать.

С. Надо же, сначала наклейка, теперь мел - такие мелочи, и такие важные! Не зря говорят: "Дьявол кроется в деталях".

Т.М. А бильярдисты говорят: "Мелить нужно до удара, а не после". Вот как важен мел, что даже в пословицу вошёл! Но значение имеют не только мелочи. И кий, и стол им не уступают. Но говорить о них, конечно, нужно отдельно.


И мы обязательно поговорим, но уже в следующий раз и в следующем диалоге.
Диалоги о бильярде О мелках
Made on
Tilda